Таиланд, водитель, удостоверение

главное правило дорожного движения Таиланда: “Все уступают всем. Относись бережно к своей жизни и жизни других.”


Улыбки, любовь к детям, еда - это первые главные впечатления от Таиланда, но больше всего накрыло меня совсем не это. На 4 место впечатлений я поставлю дорожное движение в Таиланде. Причем, накрыло меня так, как давно не накрывало, и это были не наркотики и не алкоголь, а главное правило дорожного движения Таиланда, которое я сформулировал для себя так: “Все уступают всем. Относись бережно к своей жизни и жизни других”.

Я водитель с большим стажем, в юности работал около трех лет на грузовых машинах: КрАЗ, КамАЗ, МАЗ. Полгода таксовал на служебной машине в Екатеринбурге. На моем счету есть даже маршрут Владивосток-Магнитогорск длиною 8000 км. Легковая машина или мотоцикл практически всегда присутствуют в моей жизни. Сдавал на водительское удостоверение семь раз в Украине (но это другая история), два раза в России и один раз в Таиланде, естественно, помню все впечатления и сравниваю их. 

Все знают эту заморочку с получением медицинской справки на управление транспортным средством? Так вот, для тех, кто не знает: это бестолковая беготня по разным медицинским кабинетам, стояние в очередях, сбор подписей, а в Белорецке еще и поход в другую больницу за справкой ПНД, и все это “удовольствие” примерно за 1000 рублей. Сейчас я живу в Магнитогорске. Скопировал на первом попавшемся городском форуме отзыв о медкомиссии на получение справки, который очень точно отражает всю эпичность и маразм этого мероприятия:
“Сначала пошла медкомиссию проходить на Жукова, 3 (Океан Здоровья). Там принимают с 18 до 19 пн, ср, чт. Во время медкомиссии там же можно пройти нарколога, а психиатра все равно отдельно. Стоит 550 + 200 нарколог (+200 психиатр).

Народу тьма, администраторы замученные, душно, окон нет, помещение маленькое. Не осилила даже регистратуру. В эти же кабинеты, как я поняла, параллельно с очередью человек в 30, а то и 50 приходят люди на прием по записи. Вторая попытка - поликлиника № 9 - медкомиссия с 13 до 14 пн-пт. Стоимость 570 р. Уложилась, прошла все за час, народу не очень много, проходить без очереди (но очередь из таких же как я небольшая все равно была).

Вообще всё прошла минут за 20 с учетом пробежек по коридору, а остальное время стояла в очередь к неврологу. Так как принимали пациентов основных - по талону. В тот же день успела проехать до нарколога (Фадеева, 22 - 200р) и к психиатру (Коробова, 4 - 200 р). И там, и там очередей не было вообще. На следующий день к 13 ч подошла снова в поликлинику для завершения комиссии - к терапевту, это заняло минут 10.”

В Украине было, примерно, то же самое. А в Паттайе все произошло совершенно по-другому. Я захожу в клинику, кроме меня в холле еще один человек, подхожу стойке и говорю симпатичной чернокожей девушке-регистратору на своем “безупречно” изломанном английском: “Medical certificate, driver's license” - “Медицинская справка, водительское удостоверение”. Она улыбается и говорит: “Оплатите 200 бат (рублей)”, я отдаю деньги, она предлагает мне присесть и подождать: “Sit down please, one minute”. Так вот, минуты не прошло. Открывается одна из дверей, выходит доктор, такой как в сериалах про докторов: седой, в идеально белом халате (я потом узнал, он француз и владелец этой клиники) и произносит: “Mr. Leontiev” - ”Мистер Леонтьев”, смотрит на меня и улыбается! Прохожу в кабинет, и у нас происходит следующий диалог: “У вас есть российское водительское удостоверение?” “Yes!” Улыбается: “Этот вопрос – просто формальность”. Все. Он ставит подпись и печать на бланке формата А4,

сворачивает его ровно втрое, вкладывает в конверт и вручает мне, протягивает руку для рукопожатия. Мы прощаемся, и я выхожу из кабинета с медицинской справкой представляете в каком состоянии?!

Две минуты, 200 бат, улыбающийся владелец клиники, пожимающий мне руку. Блин, опять: “Это сон, чудесный сон”.
На самом деле, получение водительских прав в Паттайе совсем не обязательный квест, каждый раз, когда тебя останавливают без прав, просто отдаешь 400-500 рублей (как договоришься). Но учитывая, что водительское удостоверение обошлось мне всего в 1000 рублей (вместе с медкомиссией), а останавливали меня за месяц восемь раз, он стоил того, чтобы его пройти. Насколько я понял, штрафуют только за две вещи: если ты едешь без шлема (причем, это относится только к иностранцам), и если у тебя нет прав (имхо, тоже только к иностранцам относится).

Обучение на водительское удостоверение происходит так: заходишь, отдаешь справку и ксерокопию загранника, оплачиваешь около 200 бат, и тебя проводят в класс, где ты два часа смотришь видеофильм на английском языке по дорожным правилам Таиланда. Нифига не понятно, но тайцы, там на этом видео, вообще прикольные. Как комедию смотрел, только замерз из-за кондиционера. Все, обучение пройдено. Дальше тебя приглашают на стенд проверки глазомера, дальтонизма и реакции. Задача, совместить два цилиндрика, нажать на педаль, когда загорится красный свет и ответить, на какой цвет показывают указкой: “Red, Yellow, Green”. 20 минут на все про все.

Тайцы местные проходят везде без очереди, сперва тайцы, потом иностранцы. Думаю, это весьма разумно, а с их улыбками и вежливостью совсем не напрягает. Их страна, их правила.
Дальше ответы на вопросы на компьютере, 30 вопросов - 4 варианта ответа на каждый. Для получения прав на байк надо ответить правильно на 23, на автомобиль - 27. Главное отличие правил от российских: нельзя разворачиваться на перекрестке, движение там левостороннее, и знаки, на которых черт знает что написано на тайском языке. На сдачу экзамена у тебя две попытки в день. Езди хоть каждый день бесплатно и сдавай по две попытки.

Я сдал с седьмой попытки. За четыре дня. Ездил в школу, где сдавал экзамен на байке, без прав. За эти четыре дня меня два раза останавливали для проверки документов. Первый раз мы долго улыбались друг другу, я предъявлял справку о том, что я вчера не сдал экзамен по вождению, а он улыбался и что-то мне говорил, потом отпустил без штрафа. На следующий день в том же месте остановил другой полицейский и, недолго улыбаясь, оштрафовал меня на 400 бат.

Все полицейские там, как с картинки: подтянутые, множество нашивок, улыбчивые и серьезные одновременно. Когда я получил права, с седьмой попытки, ответив на 27 вопросов правильно (хватило бы даже на автомобильные права), и ехал домой, меня опять остановили там же. Видели бы вы мою улыбку и улыбку полицейского, когда я достал новенькое водительское удостоверение и показал пальцем, что я получил его только что!

Ну и, собственно, я подошел к этому СОБЫТИЮ, ощущению и пониманию того, что если соблюдать главное правило тайского дорожного движения, то медсправка и обучение действительно не более чем формальность: “Все уступают всем. Относись бережно к своей жизни и жизни других”. Да, там не штрафуют за то, что ты проедешь на красный, одновременно на светофоре останавливаются машины, а сквозь них всегда пробираются вперед десятки и сотни байкеров и первыми стартуют до следующего светофора, даже можешь ехать по встречке, ради бога, но все соблюдают главное правило. И там никто не сигналит от злобы, нервов, несправедливости, и от того, что кто-то не соблюдает скоростной режим или тупит.

За месяц ни на одном перекрестке я не слышал, чтобы кто-то сигналил или орал. Хотя тупил сам первые дни жестко (левостороннее движение, необычные разъезды на светофорах) и даже зацеплял зеркало джипа своим зеркалом по неопытности. Ноль реакции. Посигналить могут только чтобы предупредить об опасности. За месяц я видел (точнее слышал) только одну аварию, учитывая, что в день я накатывал до трехсот километров на мотоцикле. Это все происходило не в маленькой тихой деревушке, а в городе, в котором в туристический сезон численность населения вырастает до миллиона. 

Так вот, вечером, перед (как я узнал позже) последним моим днем обучения на водительское удостоверение, я сидел на балконе номера и наблюдал, как внизу, на равнозначном перекрестке, разъезжаются тайские автомобили и мотоциклы. Я начал осознавать это их главное правило. Я жил далеко от моря, не в туристическом районе, и внизу на перекрестке были только тайские водители. Около часа наблюдал за ними. Все уступали всем, и никто ни разу не посигналил.

Утром, в 10 часов, я двинулся в автошколу, для того, чтобы успешно сдать экзамен с первой попытки и получить водительские права. Выехал на улицу Байпас, проехал 4 перекрестка, и все на этих перекрестках происходило одинаково и по-разному одновременно. Одновременно все транспортные средства сбавляли скорость, и, как только кто-то видел (чувствовал), что при этом одновременном торможении, один получил чуть-чуть большее преимущество, происходил разъезд машин и мотоциклов. Все были равны: мотоциклы, огромные джипы, грузовики, крутые тачки и автостарье. И вот тут, на четвертом перекрестке, когда я разъехался с двумя джипами, двумя байками и грузовиком, меня накрыло. Меня накрыло состояние нереальной эйфории от полного осознания главного дорожного правила Таиланда, и острой боли, от того, что я не могу понять, почему это правило не работает на дорогах в России, я остановился, я не мог ехать, у меня тряслись руки, слезы из глаз просто хлынули ручьем. Я стоял и ревел, блин, 2 минуты. От этого нереального чувства: “Все уступают всем. Относись бережно к своей жизни и жизни других”.

Продолжение, в котором я расскажу о природе Тайланда, песнях и немного о туристах, следует...


© Андрей Леонтьев.
Читайте мои >Рассказы про любовь< и заметки про >Отношения<
Подписывайтесь на мой паблик >Переключатель для мозгов<, я буду рад вашим отзывам.

Понравилось? Поделитесь с друзьями одним нажатием:

276